Annual Report 2010


The Russian Economy and Banking Sector in 2010

The recovery, which began in the Russian economy in the second half of 2009, gained momentum last year. It was driven by the overall economic recovery worldwide, a revival on foreign markets accompanied by rising energy prices, and stronger domestic demand in Russia.

In 2010, Russia’s GDP rose by 4%, industrial output by 8.2%, and fixed asset investments by 6%. The fastest growing sector was manufacturing, which expanded by 13.4%, while transport and telecommunications grew by 7% and mining by 4.8%. Agriculture showed consistently strong results up to the third quarter of 2010, when growth was undermined by the negative impact of the extremely hot and dry summer.

Economic growth boosted real disposable household income and improved the situation on the labor market, which had an effect on consumer sentiment through the year and helped to deliver better results in the Russian banking system.

Banking sector assets grew by 14.9% in 2010 to RUB33,804.6 billion. The total net income of the sector was RUB573.4 billion, compared with RUB205.1 billion in 2009.

Individual deposits remained the principal source of banking sector funding in 2010, and confidence of personal depositors rose during the year. The share of personal savings held as bank deposits and securities was 7.7% in 2010, compared with 4.5% in 2009. Deposits grew by 31.2% to RUB9,818 billion. Excessive liquidity in the banking system led to a gradual reduction in interest rates on personal deposits in 2010, and rates offered by medium-sized and large privately owned banks almost matched those of state-owned banks.

The inflow of funds to banks from the corporate sector and state organizations also increased during the reporting period. Corporate deposits grew by 16% in 2010 to RUB10,893.6 billion, and the amount of funds attracted by banks from the Finance Ministry and other state bodies grew by 1.7 times to RUB464.3 billion. The increase in deposits enabled banks to fund banking operations themselves, and unsecured loans from the Central Bank to financial institutions had been fully repaid by November 2010.

While the growth of deposits fully resolved the liquidity problems of banks, lending markets continued to stagnate for part of the year. Banks were forced to seek more efficient ways of placing funds as credit risks remained high. The Central Bank encouraged demand for lending through its interest-rate policy and measures to stimulate the lending market: the refinancing rate was reduced several times during the year, having reached 7.75% by the end of 2010.

Last year, banks resumed their lending programs, which had been scaled down or suspended during the crisis. State-owned banks capitalized on the price advantage that they enjoy as a result of cheaper funding, rapidly increasing their presence on lending markets. This led to much tougher competition for quality borrowers and a fall in interest rates on loans. Many banks softened their borrower requirements to boost lending.

The banking sector’s total outstanding loans rose by 12.6% in 2010. Most of the growth was in the retail segment, where loan volumes increased by 14.3% to RUB4,084.8 billion. Mortgage portfolios demonstrated the strongest performance, growing by 2.5 times to RUB370 billion. The Bank’s strive to develop consumer lending and the credit card business in 2010 was contingent to the high returns that these segments offer while matching the maturities of most deposit products.

Outstanding loans to the corporate sector grew by 12.1% in 2010 to RUB14,062.9 billion. Growth of corporate lending in 2010 was driven by the small and medium-sized enterprise (SME) sector. The number of SMEs in Russia increased during 2010 following a decline in 2009, and loans to small business grew proportionately. Improvements in the economy also led to better lending terms for SMEs, including easing of requirements for borrowers and higher-quality service. Average loan amounts increased and interest rates on corporate loans fell from 20.5% to 16.2%.

Improvement of asset quality and reduction in the share of overdue debt (to 5.7% under RAS) were important drivers of the banks’ loan portfolio growth. The share of overdue retail loans was 6.8%, in line with 2009, although the absolute amount of overdue retail debt grew in line with the whole portfolio. The volume of overdue corporate loans remained almost unchanged since 2009, and its share in total corporate loans fell from 6.1% to 5.3%.

Banks maintained their conservative provisioning policy in 2010, despite the improvement in asset quality. The share of loan loss provisions under RAS fell, from 11.3% to 10.5% of total loans issued by the bank system, and the NPL coverage ratio was 186%.

Lower margins from banking operations in 2010 stimulated banks’ activity on the securities market. The sector’s securities portfolio grew by 35.3% to RUB5,829 billion, rising from 14.6% to 17.2% of total assets. Banks paid greater attention to debt instruments in 2010, particularly Central Bank bonds, to maintain an adequate balance between risk and return. The share of bank investments in debt instruments grew by 30.8% during the year and reached 75% of their securities portfolio as of 1 January 2011.

Top

Expectations for 2011

Expansion of loan portfolios will remain the key challenge for the banking system in 2011, and portfolio growth rates will equal those in 2010. The loan market will be driven by an increase in consumption and corporate sector activity.

Economic recovery and improving credit quality of borrowers will help to overcome the problem of NPLs and reduce credit risk. Overall conditions in the economy (inflation and the money supply) bode well for an increase in interest rates, though they are more likely to remain at the level seen at the start of the year due to a liquidity surplus. Deposit rates will continue to decline due to lower competition for funds, with a positive effect on the margins of those banks that are most dependent on deposits.

The profit of the banking sector in 2011 is expected to be close to the level seen in 2010, at RUB500 billion.

Indicators for the Russian economy, %

Bank lending in Russia, RUB billion

Download XLS


Download XLS

Indicators for the Russian banking system, RUB billion

Corporate and retail deposits, RUB billion

Download XLS

Download XLS

Top

IR contacts

Tel.:  +7 (495) 620 9071
Fax: +7 (495) 620 1953
Web-site: http://www.vbank.ru
Email:  investor@voz.ru

  • Share page

    Share with others:

  • Print version
  • Add to favorites
  • Send via e-mail
  • Feedback
My report
Related sections:
See also:

Годовой отчет 2010


Экономика и банковский сектор России

В 2010 году укрепились тенденции восстановления российской экономики, наметившиеся во второй половине 2009 года. Позитивная динамика была обусловлена общим восстановительным трендом в мировой экономике, оживлением на внешних рынках и ростом цен на энергоресурсы, а также укреплением внутреннего спроса в России.

По итогам 2010 года ВВП страны вырос на 4%, прирост промышленного производства в 2010 году составил 8,2%, инвестиций в основной капитал — 6%. На отраслевом уровне наибольший рост промышленности был достигнут за счет производственного сектора (+13,4%), транспорта и телекоммуникаций (+7%), а также добывающего сектора (+4,8%). Вплоть до третьего квартала 2010 года максимальную устойчивость и позитивную динамику сохраняло также сельское хозяйство, рост которого существенно замедлился из-за неблагоприятного воздействия, связанного с экстремально жарким и сухим летом.

На фоне укрепления тенденций экономического роста продолжились рост реальных располагаемых доходов населения и улучшение ситуации на рынке труда, что сказалось на изменении потребительских настроений в течение года и послужило важным фактором роста показателей банковской системы.

В 2010 году активы банковского сектора увеличились на 14,9%, до 33 804,6 млрд рублей. Совокупная чистая прибыль банковского сектора в 2010 году составила 573,4 млрд рублей (за 2009 год — 205,1 млрд рублей).

Основным источником формирования ресурсной базы банковского сектора оставались вклады физических лиц. 2010 год показал рост доверия к банкам у населения. В целом за год доля сбережений частных лиц, размещенных во вклады и ценные бумаги, составила 7,7% против 4,5% в 2009 году. Объем депозитов вырос на 31,2%, до 9818 млрд рублей. На фоне избыточной ликвидности банковской системы в течение года процентные ставки по вкладам физических лиц постепенно снижались, при этом ставки средних и крупных частных банков практически вплотную приблизились к ставкам государственных банков.

В отчетном периоде также выросли объемы привлечения средств от корпоративного сектора и государственных структур. Портфель корпоративных депозитов за 2010 год увеличился на 16%, до 10 893,6 млрд рублей, а объем средств, привлеченных банками от Минфина России и других государственных органов, вырос в 1,7 раза, до 464,3 млрд рублей. Увеличение объемов привлечения средств позволило банковской системе уверенно перейти на самообеспечение пассивами и в ноябре 2010 года полностью погасить задолженность по беззалоговым кредитам перед Банком России.

Приток средств в депозиты помог банкам окончательно справиться с проблемой банковской ликвидности, вместе с тем в течение большей части года продолжилась стагнация на рынке кредитования. Банки были вынуждены искать более эффективные способы размещения средств в условиях сохраняющихся высоких кредитных рисков. Возобновлению спроса на кредиты в значительной степени способствовала политика Банка России в области регулирования процентных ставок и стимулирования кредитной активности. Так, в течение года ставка рефинансирования планомерно и неоднократно снижалась и на конец отчетного периода составила 7,75%.

В течение всего 2010 года банки возобновляли программы кредитования, сокращенные или приостановленные в кризисный период. При этом государственные банки, обладающие ценовым преимуществом за счет более дешевых ресурсов, активно наращивали свое присутствие на рынке кредитования. Это вызвало существенное усиление конкуренции за качественных заемщиков, что, в свою очередь, привело к падению кредитных ставок. Для расширения кредитования многие банки пошли по пути либерализации требований к заемщикам.

Совокупный объем кредитного портфеля банковского сектора в 2010 году увеличился на 12,6%. Наибольшие темпы роста продемонстрировал розничный сегмент кредитования — объемы портфеля выросли на 14,3%, до 4084,8 млрд рублей. Сильнее всего в отчетном периоде выросла ипотека — в течение года объемы ипотечного кредитования выросли почти в 2,5 раза и составили 370 млрд рублей. Относительно высокие ставки при соотносимых сроках по основной массе привлеченных депозитов обусловили внимание банков к продвижению продуктов потребительского кредитования и кредитных карт. Объем кредитования корпоративного сектора в 2010 году увеличился на 12,1%, до 14 062,9 млрд рублей.

Двигателем роста рынка корпоративного кредитования в 2010 году стал малый и средний бизнес. На фоне восстановления числа малых и средних предприятий, сократившегося в 2009 году, объемы кредитования этого сегмента увеличились за минувший год. По мере оживления экономической ситуации улучшались и условия кредитования малого и среднего бизнеса. Это нашло отражение в общей либерализации требований к заемщикам и улучшении условий обслуживания. В частности, в среднем по рынку были увеличены суммы кредитов, а ставки корпоративного кредитования к концу года снизились с 20,5 до 16,2% 1 .

Важным фактором роста кредитного портфеля стало улучшение качества активов и снижение доли просроченной задолженности к концу года (до 5,7% по РСБУ). В розничном сегменте доля просрочки сохранилась на уровне прошлого года и составила 6,8%, хотя объем просроченной задолженности увеличился вместе с ростом розничного кредитного портфеля. В корпоративном кредитном портфеле, напротив, объем просроченной задолженности практически не изменился, а доля снизилась с 6,1 до 5,3%.

Несмотря на улучшение качества активов, в 2010 году банки по-прежнему придерживались консервативного подхода в резервировании. Доля выделенных резервов под обесценение в соответствии с РСБУ снизилась с 11,3% до 10,5% совокупного кредитного портфеля банковской системы, а коэффициент покрытия кредитных рисков составил 186%.

В связи с тенденцией к сокращению прибыльности банковских операций в 2010 году банки сохраняли высокую активность на рынке ценных бумаг. Портфель ценных бумаг банковского сектора за год увеличился на 35,3%, до 5829 млрд рублей, а его доля в банковских активах выросла с 14,6 до 17,2%. Задача соблюдения баланса между доходностью и рискованностью инвестиций определила повышенное внимание банков к долговым инструментам, особенно к облигациям Банка России. За год доля вложений банков в долговые ценные бумаги увеличилась на 30,8% и на 1 января 2011 года составила более 75% портфеля.

Вверх

Ожидания на 2011 год

В 2011 году с учетом сложившихся тенденций задача увеличения объемов кредитования сохранит свое приоритетное значение для банковской системы, а темпы роста кредитного портфеля в целом сохранятся на уровне 2010 года. Драйверами роста рынка кредитования станут рост объемов потребления и рост инвестиционной активности корпоративного сектора.

По мере восстановления экономики и улучшения кредитного качества заемщиков ситуация с проблемной задолженностью будет постепенно улучшаться, а величина кредитного риска снизится. В целом в экономике сформировались предпосылки для повышения кредитных ставок, связанные с ростом инфляции и денежной массы, однако наиболее вероятно их сохранение на уровне начала года из-за избытка ликвидности. Депозитные ставки продолжат понижательный тренд из-за отсутствия конкуренции за ресурсы, что окажет положительное влияние на маржу тех банков, которые в большей степени фондируются за счет средств вкладчиков.

Прогнозируемый показатель прибыли банковского сектора в 2011 году оценивается на уровне 2010 года и может составить 500 млрд рублей.

Показатели экономики России, %

Банковское кредитование в России, млрд рублей

Скачать график в формате XLS


Скачать график в формате XLS

Показатели банковской системы России, млрд рублей

Корпоративные и розничные депозиты, млрд рублей

Скачать график в формате XLS

Скачать график в формате XLS

Вверх

Связаться с Отделом по связям с инвесторами

Тел:  +7 (495) 620 9071
Факс: +7 (495) 620 1953
Сайт: http://www.vbank.ru
e-mail:  investor@voz.ru

  • Поделиться

    Интересная статья? Поделитесь с другими:

  • Версия для печати
  • Добавить в избранное
  • Отправить на e-mail
  • Обратная связь
Корзина печати
Разделы по теме:
Связанные ссылки: